НАША ЭКСПЕДИЦИЯ В МОСКВУ – ЗА ИДЕЯМИ ТРАНСФОРМАЦИИ ШКОЛЬНОЙ СРЕДЫ

1 ноября учителя и ученики нашей школы предприняли экспедицию в ряд школ Москвы и Московской области в целях изучения организации образовательного пространства в этих школах. Поездка прошла в рамках проекта «Трансформация школьной среды» при поддержке программы «Учитель для России».

В начале дня мы посетили Инженерный корпус школы № 548 пос. Совхоза имени Ленина, представляющий собой новый многоэтажный учебный комплекс европейского типа с прозрачными стеклянными стенами, новыми лабораториями, интересно выстроенными зонами отдыха в рекреациях, новой библиотекой и музеем. Это школа – государственная. Здесь, – как мы узнали, – любят математику, почитают физику и дружат с информационными технологиями. Ученики Инженерной школы всегда готовы собрать модель сложного технического устройства, запрограммировать его и запустить в работу. Задача Инженерной школы – развитие интересов в области инженерии и создание пространства выбора будущего профессионального пути.

Затем мы посетили Новую школу в Москве. Это также современная школа, где есть уникальный спортивный ЗD зал, творческие лаборатории для занятий технологией, индивидуальные столики и персональный ящички у каждого ученика и так далее. Это школа – частная, обучение в ней стоит недешево и при этом попасть в нее не так-то просто. Эта школа достаточно молодая, она объединила преподавателей, психологов и тьюторов, чтобы создать образовательное пространство, в котором реализуются условия для детей и предоставляется возможность сделать выбор своих дальнейших траекторий. У детей есть возможность стать осознанными, мыслящими людьми, самостоятельно принимающими решения и несущими за них ответственность. Образовательная среда Новой школы собрана по законам жанра авторских школ, но дополнена выстроенным системным подходом, где соблюдены принципы отбора и разрабатываются инструменты, стимулирующие профессиональное развитие взрослых членов команды, задающих тон учащимся.

Затем наше путешествие продолжилось по московской школе № 261 и филевскому образовательному центру № 2101. Надо сказать, что эта школа привычного нам типа постройки, она не новая. С виду здание школы – вполне классическое, но внутри оно необычное. Это – школа с творчески переосмысленным пространством. История изменения ее такова. В 2009 году Фонд «Дар» начал свою программу благотворительной помощи школе № 261, взяв на себя обязательства по выведению отстающей районной школы из кризиса. По сути, «преобразование школы № 261» стало пилотным проектом Фонда, частью его большой задачи по созданию собственной общеобразовательной школы, где бы сочетались классические русские традиции и международные инновационные технологии. Коридоры школы напоминают космический корабль, двери кабинетов — иллюминаторы. Все очень просто, но в тоже время достаточно необычно.

Целью нашей поездки было познакомиться с различными современными видами школьных пространств, чтобы затем, – выявив закономерности, внешние отличительные черты традиционной российской школы и современной, и поняв, как пространство влияет на внутренние процессы в школе, – преобразовать внутренний вид и образовательное пространство нашей школы.

JkHE7A4xJ1E